Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.11.2017, 11:43

Гимназия № 1

ГОСУСЛУГИ
акция "Родители сдают ЕГЭ", "Родители сдают ОГЭ" - подробности в НОВОСТЯХ
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [1]
Логопед [0]
Психолог [0]
Форма входа

 

Трудоустройство выпускников

"Траектория успеха" - программа по развитию молодежного кадрового потенциала 

Мониторинг эффективности образовательных организаций высшего образования

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи [ Добавить статью ]

Особенности работы логопеда в МОУ " СОШ №1"

Отличительной чертой учащихся с речевой патологией является недостаточная сформированность высших психических функций (ВПФ):

1. низкий уровень слухоречевого и зрительного восприятия и внимания;

2. слабая произвольная память;

3. недоразвитие мыслительных процессов (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и т.д.).

В результате у данной категории детей на письме появляются многочисленные дисграфические и орфографические ошибки: пропуски, вставки, перестановки букв или слогов, нарушения структуры слов и границ предложений, неверное написание предлогов и приставок, безударных гласных и парных согласных и т.д. В связной письменной речи у младших школьников выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Кроме того, к нарушению письменной речи приводит недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений. Это проявляется в замене графически сходных рукописных букв или в неправильном расположении элементов букв.

Из всего сказанного можно сделать вывод: недостаточная сформированность ВПФ, являющихся психологической базой речи, отрицательно влияет на качество письма и чтения и на учебный процесс в целом. При отсутствии коррекции, направленной на становление ВПФ, развитие учащихся идет медленными темпами, снижается их работоспособность и самоконтроль за выполняемыми действиями, что приводит неизбежно к увеличению количества ошибок, как в устной, так и в письменной речи.

Так как у большинства учащихся речевая патология отягощена сопутствующими нарушениями в эмоционально-волевой и познавательной сфере, в связи с этим взаимодействие школьного психолога и логопеда приобретает особую значимость.

Работа по коррекции и развитию речи проходит совместно с работой по развитию неречевых функций.

Основные задачи и учителя-логопеда:

1. предупреждение и коррекция недостатков устной и письменной речи у младших школьников;

2. преодоление неуспеваемости младших школьников, имеющих нарушение речи;

3. формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фактически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;

4. развитие слухового внимания, мышления, памяти, фонематического восприятия, эмоционально-волевой сферы.

Основные направления работы учителя-логопеда.

1. Общее углубленное обследование всех учащихся начальной школы. Определение структуры и степени выраженность имеющегося дефекта.

2. Комплектование группы и планирование занятий (деление учащихся на группы и подгруппы с учетом психофизического состояния и речевого дефекта обучающихся), планирование индивидуальных занятий по исправлению отклонений в речевом развитии, восстановление нарушенных функций.

3. Коррекция нарушений устной и письменной речи (посредством систематических коррекционных занятий и отдельных упражнений).

4. Взаимосвязь и  взаимодействие учителя-логопеда с родителями.

5. Взаимодействие учителя-логопеда с учителем начальных классов, психологом.

6. Взаимодействие учителя-логопеда с дошкольными учреждениями, логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических консультаций.

Контингент учащихся, имеющих нарушения речи:

1. Учащиеся с общим недоразвитием речи, обусловленным нарушением чтения и письма.

2. Учащиеся с фонетико-фонематическим нарушением, обусловленным нарушением чтения и письма.

3. Учащиеся с фонетическим нарушением.

 

Этапы обучения:

I этап – ориентировочный (февраль-май)

Задачи этапа:

1. определение уровня общего и речевого развития каждого будущего первоклассника;

2. выявление детей с речевыми нарушениями;

3. консультативная помощь родителям в подготовке таких детей к школе.

С ноября по февраль для будущих первоклассников организуются специальные занятия, которые проводит учитель. В этот период проводится обследование состояние всех зачисленных на эти занятия и выявляет детей с речевыми нарушениями. Одновременно проходит диагностика подготовленности детей к обучению в школе.

Затем планируется круглый стол с участием учителя, логопеда, психолога и социального педагога: где мы обмениваемся мнениями об общем развитии и состоянии речи каждого ребенка.

II этап – диагностический (1-15 сентября)

Задачи этапа:

1. определение структуры и степени выраженности речевых нарушений у школьников;

2. планирование соответствующей коррекционной работы.

В течение первых двух недель сентября проводится полное обследование состояния речи первоклассников, имеющих речевые нарушения, и знакомство учителя с результатами. Также знакомлюсь с учебной программой и стандартом начального общего образования, интересуюсь технологиями, применяемыми учителем, его методами и приемами.

Затем приступаю к планированию коррекционной работы. При этом обязательно учитываются программные требования по русскому языку, чтению и другим предметам, последовательность и время изучения тех или иных тем. Иначе говоря, стремлюсь, чтобы работа имела преемственные связи с программой в данном классе.

III этап коррекционный (15 сентября – 15 мая)

Задачи этапа:

1. устранение речевых нарушений;

2. развитие устной и письменной речи до уровня, на котором ребенок мог бы успешно обучаться в школе.

В это время взаимосвязь с учителем становится еще более тесной. Я периодически информирую учителя о специфике и содержании коррекционной работы с детьми, зачисленными на занятия, и одновременно получаю информацию об их успеваемости (в течение учебного года).

На логопедических занятиях школьники приобретают новые речевые навыки и умения, которые затем совершенствуются в ходе учебного процесса. Например, учитель имеет прекрасную возможность помочь детям в автоматизации поставленных звуков. Для этого при чтении текстов или заучивании стихов он напоминает ребенку, какие звуки нужно произносить правильно. Учитель с помощью логопеда осуществляет контроль над правильной речью детей, участвует в воспитании у них самоконтроля. Кроме того, он помогает ребенку в оформлении ответа на уроках и в организации речевого общения школьника со сверстниками. Программа обучения в начальных классах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено. Поэтому логопед не дает заданий сверх программного материала, не перегружает первоклассников дополнительной информацией.

Для своевременного предупреждения, выявления нарушений письма периодически провожу анализ письменных работ детей (обычно во время каникул) и обращаю внимание учителя на ошибки, обусловленные речевыми отклонениями, которые следует отличать от простых грамматических ошибок.

Взаимосвязь в работе логопедов и учителей начальной школы осуществляется также на совместных методических объединениях, совещаниях, где решаются разнообразные организационные вопросы, изучается передовой опыт. Я выступаю здесь с докладами, провожу дискуссии на темы, представляющие интерес для педагогов (например, «Виды речевых нарушений и их влияние на усвоение учебной программы»). Также принимаю участие в работе школьного МО (начальных классов): например, знакомлю педагогов со связью коррекционной работы с программой обучения русскому языку и чтению.

IV этап - оценочный

Задачи этапа:

1. подведение итогов;

2. проведение анализа коррекционной и учебно-воспитательной работы;

3. определение перспективы дальнейшей деятельности.

 

Логопед и родители- партнеры.

Взаимодействие с родителями необходимое условие полноценного речевого развития учащихся. Перед логопедом и родителями стоят единые задачи развития речи учащихся, отличаются лишь пути их реализации.

Категория: Мои статьи | Добавил: Happiness (02.02.2011) | Автор: Банникова Ольга Анатольевна
Просмотров: 1402 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
free clock for website часы для сайта html
Информация об адресах и телефонах помощи семьям и детям, нуждающимся в помощи государства:

Полиция – 02, 64-00-55

Скорая помощь - 03

Единая дежурная диспетчерская служба - 01, 112

ГУ МЧС России по Оренбургской области – 8(3537) 30-89-99

Участковые уполномоченные ОМВД РФ – 64-04-66

ПДН ОМВД РФ – 64-04-81

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав - 62-09-44

Управление образования - 62-03-26

Комитет по делам молодежи, служба помощи в трудной жизненной ситуации - 67-52-24

Орган опеки и попечительства – 62-05-27

Телефон Доверия наркологической службы – 62-13-22

Центр социального обслуживания населения – 64-11-52, 63-45-21

Реабилитационный центр несовершеннолетних «Надежда» - 63-30-39, 63-05-06

Областная единая социальная служба 8(3532) 77-03-03

Общероссийский детский телефон доверия 8-800-2000-122

Ссылки на сайты и телефоны "горячей линии" правоохранительных и контрольно-надзорных органов МО город Новотроицк
Роспотребнадзор по Оренбургской области 8 (3532) 99-69-54
Сайт Прокуратуры г.Новотроицка
Министерство образования Оренбургской области

По всем вопросам и предложениям писать на E-mail: moaugymnase12011@mail.ru Адрес гимназии: 462363, Оренбургская область, г.Новотроицк, ул. Зеленая, 47А,тел. 68-40-52 E-mail: moaugymnase12011@mail.ru ПД сотрудников и обучающихся на сайте размещены с учетом Федерального закона РФ от 27 декабря 2009г №363-ФЗ
ДАТА ПОСЛЕДНЕГО ОБНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ НА САЙТЕ:06.11.2017
.